Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Анализ предметно-пространственной развивающей среды

Анализ предметно-пространственной развивающей среды

Опубликовано 14.06.2019

Анализ предметно-пространственной развивающей среды в первой младшей группе в соответствии с ФГОС

При создании  развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ опиралась на требования ФГОС, где учитывала закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.

см. Презентацию

см. Анализ о проделанной работе за 2018 – 2019 учебный год в первой младшей группе.

Каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом. Оборудование размещены по секторам (центрам развития) где дети объединяются подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, театрально - игровая деятельность, экспериментирование.

Активный сектор

(занимает самую большую площадь в группе), включая в себя:
1.Центр игры
2.Центр двигательной активности.
3.Центр конструирования.
4.Центр музыкально – театрализованной деятельности

Спокойный сектор:
1.Центр книги.
2.Центр отдыха.
3.Центр природы.

Рабочий сектор:

Располагаются оборудования для организации совместной регламентированной деятельности.
1.Центр познавательной и исследовательской деятельности.
2.Центр продуктивной и творческой деятельности.
3.Центр математического развития  «умники и умницы».
4.Ценрт правильной речи и моторики.

Обстановку в группе создала комфортную и безопасную для детей. Каждый получает возможность самостоятельно и вместе с воспитателем участвовать в разнообразной деятельности: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеству предметов, в рисовании, лепке, элементарном труде, в творческой деятельности.

У  младших детей активно развиваются движения, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем, движения еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому при пространственной организации среды оборудование расположила по периметру группы, выделив игровую часть, где предусмотрела достаточно широкие и хорошо просматриваемые пути передвижения для ребенка.

Предметная среда группы организовывалась так, чтобы стимулировать восприятие детей, способствовать развитию анализаторов, «подсказывать» способ обследования и действий. Предметы подобрала ярких цветов, четкой несложной формы, разных размеров. Для развития мелкой моторики подобрала дидактические игрушки: вкладыши, пирамидки, шнуровки, мозаики, пазлы из 3-6 частей, наборы кубиков, контейнеры с крышками разных форм и размеров, «сухие бассейны», во время игры с дидактическими игрушками ребенок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов.

В группе использую игрушки отражающую реальную жизнь ( машина скорой помощи, грузовая, легковая машина, кукла-доктор и т.п. ) Все игрушки и пособия  находящие в группе доступны для ребенка, что способствует развитию его активности и самостоятельности.

Физическое развития
Основополагающим в работе считаю обеспечение охраны жизни и здоровья детей, заботу об их эмоциональном благополучии и физическом развитии. В своей педагогической практике уделяю особое внимание здоровью детей, приобщению их к здоровому образу жизни. Для малышей есть игрушки-каталки; мячи разных размеров; мячики — ёжики; мешочки, наполненные горохом для рук; массажные коврики; массажные варежки; кегли; кольцебросс; обручи; скакалки; верёвки, шнуры; дети постоянно находятся в активном движении и по своему усмотрению пользуются предложенными игрушками. В спортивном уголке находятся приспособления для организованной деятельности детей: для проведения спортивных игр и упражнений. Поэтому в нашем центре есть маски для игр. В основном, это те персонажи, которые чаще всего встречаются в их играх: кот, заяц, лиса, медведь, волк. Обязательно есть бубен для выполнения упражнений в предложенном ритме. Составила картотеки по возрастам: подвижных игр, дыхательных гимнастик, физкультминуток, комплексов точечного массажа. В работе с детьми я использую различные виды гимнастики: утренняя, для глаз, пальчиковая, дыхательная, бодрящая. На прогулках дети играют в спортивные и подвижные игры.

Для речевого развития созданы:
1.Серия сюжетных картинок для составления рассказов, картотеки, лото, дидактические игры.
2. Детские книги по программе, любимые произведения детей.
3. Уголок театрализации с различными видами  театра, ширмы, шапки – маски, записи детских песен и сказок. Здесь же есть столик, за которым дети рассматривают книги.

Для умственного развития созданы:
1.Математический уголок «умницы и умники»
2.Уголок экспериментирования, с природным материалом, сыпучими продуктами, емкостями разной вместимости, календарем природы и комнатными растениями.

Для эстетического развития созданы:
1.Уголок художественного творчества с разными видами бумаги, книжками раскрасками, карандашами, пластилином и т.д.
2. Музыкальный уголок с  магнитофоном,  детскими музыкальными инструментами.

Для сюжетно-ролевых игр в группе имеются атрибуты в соответствии с возрастом и половой принадлежностью детей. (Больница, парикмахерская, дом и т.д.)

При размещении материалов и оборудования учтено соответствие пространство группового помещения соотношению сектор активной деятельности – 50%, сектор спокойной деятельности – 20%, рабочий сектор – 30%.

Анализ развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС
В соответствии с требованиями ФГОС  ДО обновила развивающую предметно-пространственную среду. В моей группе предметно-пространственная среда содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная. Она построена с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями дошкольников.

Центр творческой деятельности ИЗО
В уголке  располагаются материалы для художественного творчества и изобразительной деятельности: карандаши, мелки, краски акварельные и гуашь, кисти, фломастеры, пластилин, бумага и картон разных цветов и форматов, ткань, нитки, природный и бросовый материал, клей. Совместно с воспитанниками и их родителями подобрали художественно-образные игрушки, иллюстрации, создали работы по мотивам народных промыслов России.

Центр «Книжная радуга»
В подготовительной группе в книжном уголке находится художественная литература соответственно возрасту для знакомства с творчеством писателей и художников-иллюстраторов. В группе есть книги изготовленные воспитанниками с родителями своими руками. Здесь же есть столик за которым дети рассматривают книги.

Центр уединения
Рядом с книжным центром располагается уголок уединения и релаксации. Это тихое и уютное местечко, где ребенок может посидеть и полежать на диванчике, посмотреть фотографии, книги, журналы, поиграть.

Природный центр
В природном центре находятся комнатные растения, приспособления для ухода за ними. Здесь же находятся поделки, изготовленные дошкольниками из природных материалов.

Центр экспериментирования
В центре экспериментирования есть картотека проведения экспериментов в подготовительной группе, коллекция природных материалов, для проведения экспериментов. А так же  различные емкости для сыпучих материалов и воды, песочные часы, предметы разной формы, веса.

Музыкально-театральный центр
В центре музыкально-театральной деятельности находятся музыкальные инструменты, картинки с классификацией и названиями различных музыкальных инструментов. Для театрализованных игр в центре есть куклы , шапочк, деревянный театр, здесь же театральная гримерная.



Центр физического развития
Основополагающим в работе считаю обеспечение охраны жизни и здоровья детей, заботу о их эмоциональном благополучии и физическом развитии. В своей педагогической практике уделяю особое внимание здоровью детей, приобщению их к здоровому образу жизни. Составила картотеки по возрастам: подвижных игр, дыхательных гимнастик, физкультминуток, комплексов точечного массажа. В работе с детьми я использую различные виды гимнастики: утренняя, для глаз, пальчиковая, дыхательная, бодрящая. На прогулках дети играют в спортивные и подвижные игры.

Нравственно-патриотический центр
В группе создан уголок «Наша Родина Россия» для воспитания гражданственности, этнотолерантности к народам, населяющим Россию и уважения к традициям людей других национальностей посредством обогащения представления детей о национальностях, живущих в России. У детей воспитывается чувство любви к России, желание участвовать в сохранении и преумножении ее богатств совместно с людьми других национальностей, живущих в стране.

Учебный центр
В учебном центре находятся материалы для непосредственно-образовательной деятельности: письменно-канцелярские принадлежности, прописи, кассы цифр, букв, слогов, счетный материал.

Центр безопасности и ПДД
В этом центре находятся картотека дидактических игр, тренажеры, наглядно- демонстрационные материалы для формирования безопасного поведения в повседневной жизни и на дороге.

Центр сюжетно-ролевых игр
В центре сюжетно-ролевых игр атрибуты, пособия, оборудование располагаются так, чтобы дети могли подбирать игрушки и атрибуты для комбинирования  их под свои творческие замыслы. Стационарная мебель так же используется многофункционально. Многие атрибуты для сюжетно- ролевых игр  сшили и связали своими руками родители: одежду для кукол, фартуки и шапочки для детей, овощи.
   
Центр строительства и гараж
В этом центре располагаются различные конструкторы: блочные конструкторы, конструкторы с болтовым соединением (металлические, пластмассовые, конструкторы- трансформеры, «лего», кубики, напольный конструктор, кубики (деревянные, пластмассовые, строительные наборы. Здесь же есть маленькие игрушки: машинки, человечки, животные. Так же в этом центре находится гараж с разными машинами: строительные, гоночные, спец. техника.

Вывод: Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых; содержательно-насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна, безопасна; соответствует требованиям ФГОС.