Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Семейные группы

Группы семейного воспитания

Уважаемые родители, имеющие детей дошкольного возраста!Получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования является конституционным правом граждан Российской Федерации (статьями 3, 64 Федерального закона от 29 декабря 2012года № 273-ФЗ «Об организации в Российской Федерации»).

Документы

см. Положение об организации группы семейного воспитания в ДОУ

см. Приказ об открытии групп семейного воспитания

Анализ опыта по развитию альтернативных форм дошкольного образования показал, что имеется возможность воспользоваться еще одной формой – создать семейную группу,  являющуюся структурным подразделением дошкольного образовательного учреждения, т.е. детского сада.

Семейные группы - форма организации дошкольного образования, направленная на обеспечение всестороннего развития детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, поддержку семей, в том числе многодетных, предоставления родителям возможности трудоустройства, практической реализации индивидуального подхода в воспитании ребенка.

Семейная группа является структурным подразделением дошкольного образовательного учреждения или школы. Она организуется в жилых помещениях (частных жилых домах или квартирах) по месту проживания семьи.

К семейной группе могут быть отнесены различные категории семей
Например :

•    многодетные семьи, имеющие 3 и более детей в возрасте от 2 месяцев до
7 лет (в этом случае воспитанниками семейной группы являются собственные дети в семье, на базе которой группа создана);
•    семьи с одним или двумя детьми дошкольного возраста при условии приема детей дошкольного возраста из других семей;
•    семьи, имеющие ребенка дошкольного возраста и ребенка-инвалида при условии приема детей дошкольного возраста из других семей;
•    другие категории семей по решению органов местного самоуправления.

В    случае,    если    условия    проживания    у    семьи    удовлетворяют предъявленным требованиям, один из родителей получает возможность стать помощником воспитателя и получает из местного бюджета зарплату (является работником детского сада (школы), при котором создана семейная группа) и средства на организацию питания воспитанников (так как дети в семейной группе являются воспитанниками ДОУ и числятся в списочном составе учреждения).

На должность помощника воспитателя семейной группы назначается родитель (законный представитель) семьи, в которой создается семейная группа. К помощникам воспитателям семейных групп предъявляются требования как при приеме на работу в образовательное учреждение, в соответствии с действующим законодательством.

Занятия с детьми и другие виды деятельности в семейной группе могут проводиться как в здании детского сада (музыкальные занятия, подготовка и участие в утренниках, спортивные занятия и др.), так и в домашних условиях. Питание детей в семейной группе организуется в соответствии с установленными нормами для детей дошкольного возраста, в специально отведенном для этого месте. Возможна организация питания нескольких видов: с доставкой в специальной таре из ДОУ или с приготовлением пищи по утвержденному учреждением меню, при наличии необходимых условий, из сырьевого набора продуктов, предоставленных ДОУ.

Медицинский контроль за здоровьем детей семейной группы может осуществляться участковым педиатром в соответствии с нормативными документами и должностной инструкцией участкового врача-педиатра на основании договора между ДОУ (ОУ) и учреждением здравоохранения.

Социальные эффекты организации семейных групп при ДОУ:
1.    Решается вопрос сокращения очереди в детские сады и реализации конституционного права граждан Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
2.    Родители могут устроиться на официальную работу – они становятся помощником воспитателя, прикрепленными к одному из муниципальных детских садов. Следовательно, они имеют трудовую книжку и зарплату, в зависимости от квалификации.
3.    Семейные группы – это материальное подспорье для семьи, поскольку на питание каждого ребенка им будет выделяться определенная сумма.
4.    В семейную группу могут ходить дети, по разным причинам не посещающие обычные дошкольные учреждения.

Семейные группы могут организовываться в жилых помещениях (частных жилых домах или квартирах) по месту проживания семей, имеющих одного и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Статус и зарплату воспитателя семейной дошкольной группы, как правило, получает мама, которая растит своих дошколят и присматривает за ребятами из других семей (всего должно быть не менее пяти детей). Количество детей в семейной дошкольной группе устанавливается в зависимости от площади помещения, в котором размещается группа.

Семейные дошкольные группы могут посещать как дети одного возраста, так и дети разных возрастов, по каким-либо причинам не посещающие обычные дошкольные учреждения. Такая "ячейка" станет структурным подразделением близлежащего муниципального детского сада. Занятия с детьми в семейной группе могут проводиться по программе, реализуемой дошкольным учреждением, как в здании детского сада (музыкальные занятия, подготовка и участие в утренниках, спортивные занятия, и др.), так и в домашних условиях. Прогулки с детьми из семейных групп могут проводиться как на прогулочных площадках детского сада, так и на приспособленной для прогулок детей территории, расположенной в непосредственной близости от жилого помещения семейной дошкольной группы.

Режим работы семейных дошкольных групп и длительность пребывания в них детей будут зависеть от потребностей родителей воспитанников, определены уставом детского сада, договором между детским садом и родителями (законными представителями) детей, договором между детским садом и помощником воспитателя семейной дошкольной группы. Питание воспитанников (так как дети в семейной группе являются воспитанниками детского сада и числятся в списочном составе учреждения) будет организовано за счёт средств местного бюджета.

Предусмотрено, что организация питания будет осуществляться в домашних условиях в специально    отведенном для этого месте с приготовлением пищи по утвержденному дошкольным учреждением меню в соответствии с установленными нормами для детей дошкольного возраста из сырьевого набора продуктов, предоставленных детским садом. Стирка белья может производиться как в прачечной дошкольного учреждения, так и в помещении, где размещается семейная дошкольная группа - по желанию воспитателя.    Мебель, мягкий инвентарь, посуду, моющие средства, канцелярские товары, игрушки, методическую    литературу и прочие принадлежности для организации семейной  группы в соответствии с установленными санитарными требованиями и основной общеобразовательной программой дошкольного образования предоставит во временное пользование дошкольное образовательное учреждение, за которым будет    закреплена  семейная дошкольная  группа. При  организации деятельности семейных дошкольных групп должны соблюдаться права и законные интересы проживающих в этом жилом помещении соседей, санитарно-гигиенические, экологические требования, требования пожарной безопасности, правила пользования жилыми помещениями и иные требования законодательства.

К помощнику воспитателя семейных групп предъявляются требования, как при приеме на работу в образовательное учреждение в соответствии с действующим законодательством. Мама может не иметь педагогического образования, достаточно иметь начальное профессиональное, среднее профессиональное или высшее профессиональное образование. Семейная дошкольная группа создается после соответствующего социально- психологического обследования кандидата на должность помощник воспитателя, обследования условий жизни его семьи и вынесения положительного заключения комиссии департамента образования, надзорных органов.

Для того, чтобы открыть семейную дошкольную группу необходимо подать письменное заявление в департамент образования, получить положительное заключение органов Роспотребнадзора, пожнадзора, департамента образования по результатам обследования жилищно-бытовых, социальных условий и психологического климата в семье кандидата на роль помощника воспитателя.

Дошкольное учреждение, структурным подразделением которого будет семейная группа, будет оказывать методическую и консультативную помощь в организации деятельности семейной группы, осуществлять контроль (периодическая проверка бытовых условий и соблюдения режима дня).

Мамы, не имеющие работы, смогут работать и одновременно заниматься воспитанием своих детей.