Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения

Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения

Опубликовано 28.02.2020

Актуальность обучения детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на догах в наше время ни у кого не вызывает сомнения. Связано это с тем, что у детей отсутствует та защитная реакция на дорожную обстановку, которая свойственна нам, взрослым.

см. Презентацию

Жажда знаний, желание открывать что – то новое, ставит наших почемучек перед реальной опасностью, в частности, и на улице. Вот почему уже в детском саду необходимо изучать с воспитанниками правила дорожного движения, формировать у них навыки осознанного безопасного поведения.

Цель и задачи можно видеть на мониторе. Не на всех возрастных этапах дошкольного детства ребенок готов осознать правила безопасности на дорогах:

1. Для детей младшего возраста (до 3 лет) светофор, дорога и машины, тротуар и пешеходы (люди) представляются как атрибутика городской или сельской улицы.
2. В работе с детьми 3-4 лет возможно конкретизировать некоторые содержания, связанные с понятием «последовательность» обратить внимание ребенка на то, что огоньки светофора меняются в определенной последовательности машины и люди смотрят на огоньки и ведут себя по разному на каждый цвет светофора (в действиях людей и машин тоже наблюдается определенная последовательность)
3. В 5 лет начинает активизироваться знаково-символическая функция. Это позволяет ребенку совсем по другому посмотреть на знаки дорожного движения; у них появляется интерес и желание расшифровать информацию, скрытую в знаках; их очень удивляет то, что люди всех стран  которые говорят на разных языках) прекрасно ориентируются в знаках дорожного движения  которые везде одинаковы) и пр.
4. Только в старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) возможно формирование первоначального осознанного отношения к правилам личной безопасности. Вторая проблемная ситуация заключается в том, что взрослые, родители и педагоги, находясь рядом с ребенком, обязаны оберегать его от всяких несчастий, от любых происшествий.

Работа с детьми по правилам дорожного движения  будет эффективна лишь в том случае, если теория тесно связана с практикой. Самым  действенным методом  доведения до детей элементарных правил  поведения на дороге является игра, в которой  они сами  участвуют. Увлекаясь игрой, дети усваивают основные требования правил, осознают, кто такие пешеходы, водители, регулировщики. У детей очень хорошо развито воображение, и только яркие моменты оставляют в их памяти нужные знания. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит правила  дорожного движения, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, но и в сказке, викторине, игре.

При обучении правилам  дорожного движения в разных возрастных группах используются самые разнообразные формы, методы и приемы. Так, в дошкольных группах и в группах младшего школьного возраста обучение ПДД проводится не только на специально организованных занятиях, но и на занятиях по разным видам деятельности:

изобразительная деятельность - сюжетное рисование по впечатлениям  проведенных занятий, моделирования дорожных ситуаций, закрепление пройденного материала;

художественная литература- использование на занятиях стихов, рассказов, загадок.

физическое воспитание- использование подвижных игр, физкультминуток.

ознакомление с окружающим - ориентировка на местности, история транспорта.

В группах среднего и старшего дошкольного возраста применяются другие формы работы с детьми. Дети этого возраста  уже имеют определенное количество знаний  и представлений об окружающем. Поэтому основным направлением работы  является  интеллектуально-игровая деятельность в виде занимательных игр («Звездный час», «Поле чудес», «Своя игра» и др.), логических задач, головоломок, кроссвордов, развивающих сообразительность, внимание, самостоятельность. В обучении Правил Дорожного Движения  могут использоваться современные информационные компьютерные  технологии (тесты, презентации, материалы сети Интернет), также проводится работа совместно  с сотрудниками ГИБДД.

Подводя итог своей работы ,хочу отметить, что в знаниях дошкольников появилась положительная тенденция:
- умение правильно переходить проезжую часть дороги, знание правил поведения пассажира на остановке, во время посадки, во время движения транспорта, при выходе;
-дети научились распознавать знаки: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».
- овладели умением предвидеть опасные ситуации и обходить их,
- значительно расширился и обогатился словарный запас детей.
- участвовали и победили  во всероссийском конкурсе «Со светофоровой наукой по летним дорогам детства», воспитанники заняли призовые места.
Вместе с этим отмечено повышение активности родителей по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения, воспитания культуры безопасного поведения на дорогах, в повышении ответственности родителей за безопасную перевозку детей; укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения в детском саду в тесном контакте с родителями, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты в моей работе.