Актуальность обучения детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на догах в наше время ни у кого не вызывает сомнения. Связано это с тем, что у детей отсутствует та защитная реакция на дорожную обстановку, которая свойственна нам, взрослым.
см. Презентацию
Жажда знаний, желание открывать что – то новое, ставит наших почемучек перед реальной опасностью, в частности, и на улице. Вот почему уже в детском саду необходимо изучать с воспитанниками правила дорожного движения, формировать у них навыки осознанного безопасного поведения.
Цель и задачи можно видеть на мониторе. Не на всех возрастных этапах дошкольного детства ребенок готов осознать правила безопасности на дорогах:
1. Для детей младшего возраста (до 3 лет) светофор, дорога и машины, тротуар и пешеходы (люди) представляются как атрибутика городской или сельской улицы.
2. В работе с детьми 3-4 лет возможно конкретизировать некоторые содержания, связанные с понятием «последовательность» обратить внимание ребенка на то, что огоньки светофора меняются в определенной последовательности машины и люди смотрят на огоньки и ведут себя по разному на каждый цвет светофора (в действиях людей и машин тоже наблюдается определенная последовательность)
3. В 5 лет начинает активизироваться знаково-символическая функция. Это позволяет ребенку совсем по другому посмотреть на знаки дорожного движения; у них появляется интерес и желание расшифровать информацию, скрытую в знаках; их очень удивляет то, что люди всех стран которые говорят на разных языках) прекрасно ориентируются в знаках дорожного движения которые везде одинаковы) и пр.
4. Только в старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) возможно формирование первоначального осознанного отношения к правилам личной безопасности. Вторая проблемная ситуация заключается в том, что взрослые, родители и педагоги, находясь рядом с ребенком, обязаны оберегать его от всяких несчастий, от любых происшествий.
Работа с детьми по правилам дорожного движения будет эффективна лишь в том случае, если теория тесно связана с практикой. Самым действенным методом доведения до детей элементарных правил поведения на дороге является игра, в которой они сами участвуют. Увлекаясь игрой, дети усваивают основные требования правил, осознают, кто такие пешеходы, водители, регулировщики. У детей очень хорошо развито воображение, и только яркие моменты оставляют в их памяти нужные знания. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит правила дорожного движения, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, но и в сказке, викторине, игре.
При обучении правилам дорожного движения в разных возрастных группах используются самые разнообразные формы, методы и приемы. Так, в дошкольных группах и в группах младшего школьного возраста обучение ПДД проводится не только на специально организованных занятиях, но и на занятиях по разным видам деятельности:
изобразительная деятельность - сюжетное рисование по впечатлениям проведенных занятий, моделирования дорожных ситуаций, закрепление пройденного материала;
художественная литература- использование на занятиях стихов, рассказов, загадок.
физическое воспитание- использование подвижных игр, физкультминуток.
ознакомление с окружающим - ориентировка на местности, история транспорта.
В группах среднего и старшего дошкольного возраста применяются другие формы работы с детьми. Дети этого возраста уже имеют определенное количество знаний и представлений об окружающем. Поэтому основным направлением работы является интеллектуально-игровая деятельность в виде занимательных игр («Звездный час», «Поле чудес», «Своя игра» и др.), логических задач, головоломок, кроссвордов, развивающих сообразительность, внимание, самостоятельность. В обучении Правил Дорожного Движения могут использоваться современные информационные компьютерные технологии (тесты, презентации, материалы сети Интернет), также проводится работа совместно с сотрудниками ГИБДД.
Подводя итог своей работы ,хочу отметить, что в знаниях дошкольников появилась положительная тенденция:
- умение правильно переходить проезжую часть дороги, знание правил поведения пассажира на остановке, во время посадки, во время движения транспорта, при выходе;
-дети научились распознавать знаки: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».
- овладели умением предвидеть опасные ситуации и обходить их,
- значительно расширился и обогатился словарный запас детей.
- участвовали и победили во всероссийском конкурсе «Со светофоровой наукой по летним дорогам детства», воспитанники заняли призовые места.
Вместе с этим отмечено повышение активности родителей по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения, воспитания культуры безопасного поведения на дорогах, в повышении ответственности родителей за безопасную перевозку детей; укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения в детском саду в тесном контакте с родителями, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты в моей работе.