Советы родителям, у которых ребенок переживает кризисный период. «Кризис трех лет» — это важный в психическом развитии ребенка, знаменующий переход на новую ступень детства.
В период кризиса трех лет, как правило, в центре событий оказывается мать, и главная ответственность за правильный выход из этого кризиса возлагается на неё.
В этот период малыш не только создает родителям проблемы, но и страдает сам. Поэтому, если явно видно, что ребенок очень резко изменился в худшую сторону, надо постараться выработать правильную линию своего поведения, стать более гибкими в воспитательных мероприятиях, расширить права и обязанности малыша пределах разумного дать вкусить ему самостоятельность, чтобы он мог насладиться ею.
Ребенок не просто не соглашается с взрослыми, он испытывает их характер и находит слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по нескольку раз в день может перепроверять, действительно ли запрещено, то, что ему запрещают. И если есть хоть малейшая вероятность «можно», ребенок добивается своего – не у мамы, так у папы, у бабушек и дедушек. Не стоит на него за это сердиться.
Следует правильно сбалансировать поощрения и наказания, ласку и строгость.
Если взрослые меняют систему требований, то ребенку трудно понять – почему, и он в отместку твердит «нет». Не следует за это на него обижаться, ведь это обычное слово родителей, когда они воспитывают своего ребенка, а он, считая уже себя самостоятельным, начинает подражать взрослым.
Поэтому, когда желания малыша намного превосходят реальные возможности, необходимо найти выход с помощью ролевой игры, которая с 3 лет становится ведущей деятельностью ребенка.
Для нормального развития малыша в кризисный период важно, чтобы он ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ и их друг.
Что бы кризис прошел благополучно, а самое главное – любить ребенка такого, каков он есть.
Недопустимые действия родителей в отношении ребенка:
Нельзя постоянно ругать и наказывать ребенка за все неприятные для родителей проявления его самостоятельности.
Не следует говорить «да», когда необходимо твердое «нет». Не пытаться любыми путями сгладить кризис, помня, что в дальнейшем у ребенка может повыситься чувство ответственности.
Не следует приучать малыша к легким победам, давая повод для самовосхваления, потому что потом любое поражение для него может стать трагедией. И в то же время не подчеркивать свою силу и превосходство над ним, противодействуя ему во всем – это может привести к безразличию или к разным видам завуалированного мщения исподтишка.